Russian Belarusian English
220089, г.Минск, ул. Пермская, 50
Справка
+375 17 302-47-41
+375 17 316-43-93
Вызов врача на дом
+375 17 318-65-26 (с 7-30 до 15-00)

Кабинет 207 – оформление справок и листов нетрудоспособности. (с 8-00 до 16-00)
Горячая линия:
+375 17 275-56-06
ПН-ПТ: 07:00-20:00
СБ: 08:30-16:00

Готов ли ваш ребенок к школе

Что же стоит вкладывать в данное понятие? Многие родители считают, что ребенок готов отправиться в первый класс, если он знает буквы, цифры и некоторые термины. Однако, понятие готовности к школе комплексное и многогранное. Оно складывается из совокупности особенностей: морфологических, психологических и личностных. Их сформированность зависит от: правильного созревания организма в целом, и ЦНС в частности, уровня психических процессов, социальной среды, в которой рос и развивался ребенок, наличия основных навыков и умений.

Немаловажной для ребенка является и его физическая готовность. Определяется она на основании соответствия организма ребенка возрастным нормам.

Необходимо учитывать целый ряд критериев, такие как: рост, масса, утомляемость, уровень речевого развития, зрелость пищеварительной и мочевыделительной систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о годности к обучению в общеобразовательном учреждении.

Перечень врачей-специалистов и обследований регулируется постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.08.2016 №96, которое можно найти в общем доступе в сети интернет.

Также с перечнем можно ознакомиться на нашем сайте.

Но с чего же начать? Стоит ли родителям самим разбираться в списках и таблицах? Лучше всего заблаговременно записаться к врачу-педиатру и получить все необходимые направления. Стандартный перечень обследований ребенка возраста 5-6 лет:

  • врач-педиатр,
  • врач-невролог,
  • врач-хирург,
  • врач-офтальмолог,
  • врач-акушер-гинеколог (для девочек, если не пройден ранее),
  • врач-стоматолог детский,
  • логопед,
  • определение остроты слуха,
  • антропометрия (измерение роста и веса),
  • электрокардиограмма,
  • анализ крови общий,
  • анализ мочи общий,
  • определение глюкозы крови,
  • исследование кала на яйца глистов и соскоб на энтеробиоз (сдаются непосредственно перед оформлением в школу).

Также врачом-педиатром по показаниям и наличию у ребенка особенностей развития или диагнозов, могут быть назначены дополнительные осмотры врачами-специалистами или дополнительные диагностические исследования.

Важно и то, что все анализы и осмотры врачей действительны в течение 1 года, поэтому не нужно проходить то, что уже пройдено ранее. Заключение выдает врач-педиатр и заведующий отделением.

В таком заключении указываются данные ребенка, общеобразовательное учреждение, в которое оформляется, аллергоанамнез, перенесенные заболевания, диагнозы (если такие имеются), группа по физкультуре, рекомендации по питанию, рассадке в классе, а также профилактические прививки, которые выполнены к моменту оформления.

Но подготовка к школе не должна ограничиваться только оформлением документов. Важно оценить психологическую готовность.

Ваш ребёнок готов к школе, если он:

  • Владеет определённым запасом общих сведений (знает своё имя, фамилию, дифференцирует их, знает домашний адрес, день своего рождения, профессии родителей и т.п.).
  • Ориентируется во временных понятиях (знает времена года, части суток, дни недели).
  • Ориентируется в пространстве и пространственном расположении частей своего тела (понимает и показывает вверх – вниз, вправо – влево, правая рука, левое ухо и т.п.).
  • Умеет классифицировать понятия (не только «мебель», «посуда», «овощи-фрукты», но и «школьные принадлежности», «электроприборы», «имена», «названия месяцев» и т.д.). Исключает лишнее из предложенных слов (Например, белка, заяц, комар, лиса – лишнее слово комар, потому что это насекомое, или это не зверь и т.п.).
  • Имеет навыки звукобуквенного анализа. Называет первый звук в слове, последний звук, слышит, есть ли в предложенном слове определённый звук. Различает звук и букву.
  • Умеет выполнять простые математические действия; ведёт счёт по порядку и обратно, считает от одного числа до другого (например, от пяти до девяти), умеет произвести простые действия в пределах десяти (например, увеличить три на один); знает базовые геометрические понятия.
  • Имеет достаточно хорошо сформированный грамматический строй речи. Правильно согласует слова, использует правильные падежные окончания, пользуется предлогами, в том числе сложными (из-за, из-под).
  • Умеет вести диалог, описывать предметы (лимон жёлтый, кислый, овальный, сочный и т.п.), сравнивать их между собой (лимон отличается от банана тем, что он овальный, недлинный, сочный, кислый, тяжело чистится и т.п), пересказывать небольшие рассказы, составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
  • Произносит и дифференцирует сходные звуки. Повторяет предложения с путающимися звуками. (У Сашеньки босоножки. У Ларисы высокая температура. Течёт речка, печёт печка и т.п.)

Важна и социальная готовность ребенка. Она складывается из таких компонентов, как коммуникативность, умение выслушать собеседника, умение соблюдать очередь, готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества. Также важно и понимание значимости авторитета учителя.

Первоклассник должен сознательно принимать свою позицию школьника и иметь устойчивую мотивацию к обучению. Нужно объяснить ребенку, что, посещая школу, он сможет развивать свои навыки, умения, и становиться умнее. А также он станет более взрослым и самостоятельным.

Важно, чтобы все виды готовности ребенка были сформированы гармонично и на достаточном уровне. В таком случае, ребенок успешно освоит школьную программу и адаптируется к школьной жизни без нанесения вреда своему здоровью.

Заведующий 1-м

педиатрическим отделением Шибун В.В.

Учитель-дефектолог Морозова И.В.