Russian Belarusian English

 

220089, г.Минск, ул. Пермская, 50
Справка
+375 17 302-47-41
+375 17 316-43-93
Вызов врача на дом
+375 17 318-65-26+375 17 316-43-93 (с 7-00 до 15-00)

Кабинет 99 – оформление справок и листов нетрудоспособности. (с 8-00 до 16-00)
Горячая линия (8.00-16.30, перерыв 13.00-13.30):
+375 17 275-56-06
ПН-ПТ: 07:00-20:00
СБ: 08:30-16:00

Как сохранить осанку первоклассника

Новоиспеченный первоклассник сталкивается с тем, что большую часть дня ему теперь приходится сидеть. Сохранить при этом правильную осанку с непривычки очень трудно. Ребенок вертится, поджимает под себя ноги, сутулится. Растущий организм и неокрепшие мышцы спины легко привыкают к неправильному положению. Искривленная осанка быстро перетекает в постоянную сутулость, и даже сколиоз, со всеми вытекающими проблемами со здоровьем.

Постоянные окрики: «Сядь ровно!» не приводят к нужному результату. Они раздражают ребенка, и со временем он просто перестает на них реагировать. "Не сутулься! Распрямись!" - родители всегда пугают детей перспективой обзавестись горбом. Конечно, самоконтроль за осанкой должен быть. Но, как бы нам ни хотелось видеть ребенка ровным как струна, идеала достичь невозможно.

Как стимулировать ребенка сохранять правильную осанку?

Мотивируйте. Периодически, словно, между прочим, обращайте внимание ребенка на сутулых людей и на людей с красивой осанкой. И комментируйте, в результате чего эта осанка вырабатывается.

Укрепляйте мышечный корсет. Вы, конечно, обращали внимание, как отличается от остальных осанка детей, которые занимаются гимнастикой или бальными танцами. Все дело в том, что регулярные упражнения укрепляют «мышечный корсет». Как результат, осанка держится автоматически, без дополнительных усилий. Если танцы и гимнастика не вдохновляют вашего ребенка, попробуйте подыскать ему другой вид регулярных физических нагрузок, которые, среди прочего, развивали бы мышцы спины.

Серьезно отнеситесь к детской мебели. Первокласснику не подойдет ваш письменный стол и «компьютерное» кресло на колесиках. Его рабочее место должно соответствовать его росту. Когда ребенок сидит, его ступни должны ровно стоять на полу. Если угол между бедром и голенью прямой, стул ребенку в самый раз. Если угол образуется острый – стул маловат, если тупой – велик. Край крышки стула не должен упираться в подколенную чашечку. 

Высоту стола определяют по опущенной прямой руке сидящего за ним ребенка. Локоть должен быть на 5-6 сантиметров ниже крышки стола.   Поскольку красивая и качественная детская мебель стоит дорого, и менять ее с изменением роста школьника будет стоить еще дороже, лучше всего купить комплект, который регулируется по высоте. Он будет стоить недешево, но позволит сэкономить на мебели в течение нескольких лет.

Выбирайте качественный ранец. Портфель, который носится в одной руке, или сумка, которая висит через плечо, недопустимы для неокрепшей детской спины. Для равномерного распределения нагрузки школьнику нужен ранец, причем его вес не должен превышать 10% от массы тела ученика.

Не мешайте школьнику выбирать яркий или увешанный безделушками ранец, мотивируя это непрактичностью или слишком «игрушечным» видом. Пусть у ребенка сборы в школу вызывают позитивные эмоции. Но проследите, чтобы украшения на ранце не утяжеляли его. Пустой ранец должен весить не больше 700-800 г. Лучше всего купить ранец с большим количеством секций и карманов – так ребенку будет удобнее раскладывать свои вещи, а вы сможете проследить, чтобы вес содержимого ранца распределялся равномерно, и вещи не перемещались при ходьбе.

Как правильно носить ранец?

 Правильное ношение ранца и правильное расположение предметов внутри него позволят свести к минимуму нагрузку на позвоночник

  1.  Вес ранца с содержимым не должен превышать 2 кг.
  2.  Тяжелые предметы складывайте так, чтобы они оказались внизу и как можно ближе к спине ребенка – тогда вес ранца будет равномерно распределяться по его лямкам.
  3.  В той части ранца, которая соприкасается со спиной, должны лежать твердые предметы (книги).
  4.  Нельзя носить ранец на одном ремне.
  5.  Лямки должны быть равными по длине.
  6.  Обязательно интересуйтесь у ребенка, удобно ли ему ходить с ранцем.
  7.  Пользуйтесь ремнем, который расположен на уровне бедер ребенка – он снимет нагрузку с позвоночника.

Сколиоз (от греческого scoliosis - "искривление") - боковое искривление позвоночника. Отличается от нарушения осанки тем, что изменения затрагивают и костную, и мышечную структуру, тогда как при нарушении осанки наблюдается повышенный мышечный тонус с одной стороны.

Сколиоз встречается у 15-20 процентов детей, причем у девочек в несколько раз чаще, чем у мальчиков, поскольку девочки менее подвижны.

Наиболее опасным для развития сколиоза считается возраст от 10 до 14 лет, когда скелет еще не сформировался и длительное пребывание за столом не проходит для позвоночника бесследно.

Самый простой тест для обнаружения сколиоза

 Отличить сколиоз от нарушения осанки можно по характеру изменений в состоянии спины: если в положении лежа на животе позвоночник в состоянии принять нормальное прямое положение, то речь идет о нарушении осанки, если нет, то срочно обращайтесь к врачу. Вероятнее всего, у ребенка сколиоз, с ним нужно бороться!

Выравниваем позвоночник

Стань лежебокой!

Полежать на животе или спине в течение дня пару раз по 15 минут (только не сразу после приема пищи!) очень полезно. Это позволяет разгрузить позвоночник.

Зависай!

Очень хорошо время от времени повисеть на турнике. Висеть надо пассивно, не подтягиваясь, не встряхивая себя, столько, насколько хватает сил. Только потом ни в коем случае не спрыгивать, а осторожно опускаться на носочки.

Расправь "крылышки"!

В положении сидя или стоя надо слегка согнуть руки в локтях, отвести их за спину и свести лопатки. За спиной в этот момент может что-то хрустнуть. Пугаться этого не следует, это совершенно безопасно. Такое упражнение при нарушении осанки можно повторять 8-10 раз в день на протяжении 2-3 недель подряд с последующим 2-3-недельным перерывом.

Есть ли у вашего ребенка сколиоз? Проведение осмотра в домашних условиях: ребенок (желательно в нижнем белье) становится спиной к вам, руки по швам, пятки вместе. Тело расслаблено.

Первое, на что следует обратить внимание: если одно ухо выше другого - это признак шейного сколиоза. Второй признак - разная высота плеч, лопаток, разная выпуклость лопаток, разный зазор между руками и бедрами (особенно если одна рука лежит на бедре, а другая - нет) или еще какая-то асимметрия тела.

Помогите своему ребенку!

Врач Татьяна Конон