Russian Belarusian English

 

220089, г.Минск, ул. Пермская, 50
Справка
+375 17 302-47-41
+375 17 316-43-93
Вызов врача на дом
+375 17 318-65-26+375 17 316-43-93 (с 7-00 до 15-00)

Кабинет 99 – оформление справок и листов нетрудоспособности. (с 8-00 до 16-00)
Горячая линия (8.00-16.30, перерыв 13.00-13.30):
+375 17 275-56-06
ПН-ПТ: 07:00-20:00
СБ: 08:30-16:00

Гиперактивные дети

Понимание синдрома гиперактивности формировалось постепенно. Первые описания появились в начале ХХ века, а в народе таких детей называют ленивыми, безтормозными, сумасшедшими, невоспитанными, тупыми. Распространенность этого состояния составляет 6-13% в общей популяции. Эти дети создают массу проблем родителям, воспитателям, педагогам. Для них характерны повышенная отвлекаемость внимания, чрезвычайное непостоянство, изменчивость интересов, жажда новых впечатлений. Суждения у них поспешные, поверхностные, в их фантазиях есть элемент конфабуляции, хвастовство, бахвальство, а нередко и откровенная ложь;  дети недостаточно самокритичны, беспечны. В детском возрасте гиперактивность в сочетании с моторной неловкостью часто проявляется в отсутствии инстинкта самосохранения, такие дети часто выбирают для своих игр небезопасные места, лазят по заборам, деревьям, постоянно натыкаются на предметы, других детей. Каждый пятый из них до подросткового возраста подвергается хирургическим вмешательствам по поводу тяжелых травм (жертвы несчастных случаев). Мелкие движения неточны, таким детям трудно научиться завязывать шнурки на ботинках, застегивать пуговицы, рисовать, играть в мяч. Они проливают или роняют пищу, плохо жуют; речь быстрая, часто фонетически недостаточная (легкая шепелявость, неточное произношение звуков). Нередко отмечаются навязчивости: кусание ногтей, сосание пальцев.

Проблема неразвитой моторики ребенка может привлечь к себе внимание тогда, когда он не сможет успешно заниматься спортом (кроме игры в футбол). Одним из первых верный диагноз ставит себе сам ребенок: «тело не справляется». Ему сложно сконцентрироваться, он не может соответствовать требованиям родителей, правилам дружеской игры, что  становится причиной многочисленных конфликтов в школе, нарушается общение со сверстниками, ребенок рано отчуждается и становится изгоем.

Наряду с гиперактивностью рано появляется нарушение концентрации внимания, а очевидные проблемы появляются в школе.

Для выражения гиперактивности с дефицитом внимания разработан целый ряд шкал, мы же обращаем внимание родителей на следующие типовые симптомы:

Симптомы дефицита внимания:

  • Ребенок не обращает внимания на детали, делает нелепые ошибки
  • Не может сосредоточиться на заданиях, играх, требующих длительного внимания
  • Часто не реагирует на обращение к нему
  • Не заканчивает начатое дело
  • Часто не собран, не организован
  • Часто путает расписание, забывает приносить на занятия тетради, книги
  • Легко отвлекается, реагирует на все, что происходит вокруг

Типовые симптомы гиперактивности:

  • Не может спокойно усидеть на стуле
  • Часто встает и ходит по классу
  • Много и бесцельно бегает, забирается на высокие предметы (деревья, забор)
  • Совершенно не способен играть тихо
  • Сверхактивен, словно «заведенный»
  • Чрезмерно разговорчив
  • Не способен стоять в очереди и ждать
  • Часто вторгается в разговор взрослых
  • Часто отвечает поспешно и необдуманно

Чаще всего эти симптомы появляются в возрасте до 7 лет, в последующем вызывают существенные нарушения в социальной, учебной и профессиональной деятельности.

Трудности в обучении и воспитании детей с гиперактивностью и дефицитом внимания, неприятие их сверстниками, учителями, и, самое главное, - своими родителями, приводит к тому, что дети эти конфликтны, они идут на улицу, в асоциальную среду, где проявляют свое агрессивное поведение, пик которого приходится на подростковый возраст.

Агрессивность проявляется в бродяжничестве, жестоком обращении с людьми и животными, у таких подростков часты суицидальные проявления, у них чаще развивается синдром зависимости от алкоголя, наркотиков. Утраченный институт самосохранения, занятия экстремальными  видами деятельности в поисках адреналина обуславливают еще одну проблему – смерть от несчастного случая. А чаще импульсивное желание немедленно изменить ситуацию (парасуицид), к сожалению, также может закончиться смертью. Самоповреждающее поведение в виде следов аутотравматизма рассматривается психиатрами не как демонстративный суицид, а как способ «уйти от суицида», вернуться в реальность, найти успокоение.

Важно помнить, что основным условием перехода проблем дефицита внимания и гиперактивности в поведенческие проблемы является неблагополучная семейная обстановка, т.е. неадекватное воспитание, постоянная конфликтность в школе, где учителя предъявляют к таким детям и их родителям необоснованные претензии, безнадзорность, асоциальный пример семьи.

А именно семья должна стать первым звеном, где ребенку будет оказана помощь. Окружите ребенка любовью, найдите для него друзей, учите дружить, помогите влиться в кружки, где ему будет интересно и полезно, где он найдет себя. В этом вам помогут врачи-психиатры, которые длительное время работают над проблемой, созданы специальные образовательные программы для педагогов, обучающие программы для родителей, тренинги эффективного взаимодействия родителей и детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.

 

Врач Абрамович Е.А.