Вредные экраны
Среднестатистический ребенок проводит больше времени в электронных медиа, чем в школе, а большинство подростков находится онлайн практически круглосуточно. Это показывает статистика, опубликованная на портале исследовательского центра США. И родители далеко не всегда подают правильный пример.
Британское исследование показало, что в то время как 6 из 10 родителей переживают, что их дети проводят слишком много времени перед экранами, 7 из 10 детей уверены, что это родители не вылезают из электроники.
6 января два крупнейших инвестора компании «Apple» опубликовали открытое письмо, призывающее «Apple» и другие высокотехнологичные фирмы сделать максимально возможное, чтобы защитить здоровье самых юных пользователей. Ссылаясь на исследования, показывающие, что смартфоны могут оказывать серьёзное влияние на физическое и умственное благополучие детей, инвесторы — California State Teachers’ Retirement System and JANA Partners LLC — открыли серьёзную дискуссию, в которой компаниям настоятельно рекомендовалось разработать дополнительные средства контроля над своей продукцией для самых юных пользователей. Что плохого в смартфонах для детей?
Угрозы, которые несут смартфоны и другие гаджеты со светящимися экранами, предназначенными для детей, особенно остро ощущаются у младенцев, чей мозг находится на стадии развития. Психологи называют первые три года жизни ребёнка «критическим периодом» развития головного мозга, потому что в эти годы закладывается «платформа», на которой строится мозг, и она становится основополагающей базой для формирования всего будущего обучения ребёнка. Получение информации и сигналов из реального мира вокруг них, помогает младенцам формировать нервные пути, которые образуют основу для создания крепкого и сильного мозга. Сигналы, посылаемые с экранов, включая планшеты и смартфоны, затрудняют нормальное развитие мозга, подавляя их развивающиеся умы своими раздражителями. Такой ущерб может быть постоянным, когда ребенок проводит слишком много времени у экранов. Способность взаимодействовать с другими людьми, сопереживать им и понимать чувства людей — закладываются ещё в раннем детстве. Время ожидания отклика с экрана вместо человеческого общения постоянно изменяет мозговые структуры ребёнка, что в будущем усложнит их восприятие дружбы и понимания окружающего мира.
Повреждение головного мозга у подростков. Мозг детей в подростковом возрасте уже не формируется столь интенсивно, как у детей помладше, однако он продолжает развиваться, и его развитию можно нанести вред. Проблема в том, что мозг подростков очень адаптируем. Использование смартфона наносит вред тогда, когда ребёнок очень быстро переключается от одной деятельности к другой, например, пишет текстовые сообщения и просматривает социальные сети, — ущерб связан с работой в передней коре головного мозга,— той частью мозга, которая отвечает за эмоциональную обработку и принятие решений. Торможение развития этого участка головного мозга может привести человека к высокой депрессивности и принятию наркотических препаратов. Другая часть нашего мозга — префронтальная кора — необходима для интерпретации эмоций и сосредоточения внимания на задачах; она, к сожалению, тоже повреждается использованием смартфонов. Эта часть нашего мозга начинает активно развиваться после 20-лет жизни человека, а современные гаджеты могут затормаживать ее развитие, сводя на нет эмоциональную и психологическую составляющую личности. «Во время подросткового периода»,— поясняет Пол Атчли, профессор психологии Канзасского университета,— «важно правильно тренировать префронтальную кору головного мозга, исключая возможность переключения внимания. По нашим наблюдениям, молодые люди постоянно рассредоточены и отвлекаются, и по этой причине недостаточно чувствительны к эмоциям других людей». Трудно заводить друзей и новые знакомства «Благодаря» тому, что смартфоны атрофируют способность мозга к эмоциональному сопереживанию другим, неудивительно, что использование смартфонов рождает трудности в заведении новых знакомств и создании дружеских отношений.
Смартфоны и детская депрессия. Действительно, чем чаще дети пользуются смартфонами, тем выше растут показатели детской депрессии и стресса. В одном из исследований, проведённом Центром массовой информации и детского здоровья в университете Альберта, было установлено, что за последние три-пять лет, когда использование смартфонов резко возросло, 90% учителей сообщили, что резко увеличилось число студентов с эмоциональными проблемами; 86% учителей информировали о том, что выросло число студентов, у которых наблюдались проблемы социальной адаптации.
По данным Департамента здравоохранения и социальных служб США, в период, между 2010 и 2016 годами, число подростков, испытавших на себе серьёзную депрессию, выросло на 60%. Из детей, проводящих более трех часов в день со своими устройствами, больше трети страдают такими симптомами, как суицидальный синдром, чувство безнадёжности, мыслями о самоубийстве, в сравнении с теми детьми, которые пользуются смартфоном ограниченное время — не более двух часов в день. У более, чем половины детей, проводящих за смартфоном пять и более часов ежедневно, возникают мысли о самоубийстве. Даже самый простой смартфон может нанести ущерб психическому здоровью детей.
Смартфонная зависимость и её последствия. Несмотря на недостатки чрезмерного использования смартфонов, так ли легко ограничить время его использования. Фактически, по силе порабощения психики человека, многие психологи ставят смартфонную зависимость наряду с наркоманией. Отчасти это связано с природой развивающегося головного мозга подростка. Передняя поясная кора, упомянутая выше, отвечает за такую черту, как эмпатия к человеку, а также является фактором принятия решений и отвечает за зависимость. Исследователи обнаружили, что получая удовольствие от немедленного взаимодействия между собой через электронные, мобильные устройства, подростки наводняют свой мозг нейрохимикатами, подобными допамину, который даёт ощущение эйфории. Это также может способствовать зависимости, ибо дети учатся доверять удовлетворению, которое они испытывают при помощи телефонов, и готовы к его продолжению.
Стратегии: что можно изменить? Не так просто ограничить использование смартфона и других технически сложных устройств. Фактически, в одном недавнем исследовании подросткам предоставили выбор: что бы вы хотели — перелом кости в теле или разбить свой мобильник? 46% молодого поколения предпочли сломать кость, чем потерять смартфон из-за его поломки. Возможно, эта статистика и не удивит подростков и их родителей. Но перемены ещё возможны.
Вот три предложения, чтобы начать что-то менять, они применяются как для подростков, так и для всей семьи:
- Выберите время, когда ежедневно вы будете находиться без смартфонов. Когда мысль о том, чтобы полностью отказаться от телефона, кажется нам слишком страшной, постарайтесь ограничить использование смартфона в определённые часы ежедневно. Рекомендуется забронировать время, например, с 17:00 до 20:00 каждый день, чтобы находиться оффлайн. Такое предложение может показаться вам менее сложным, чем более серьёзный мораторий на телефон.
- Станьте образцом для подражания. Трудно вашим детям оторваться от телефона, когда они «приклеены» к этому устройству. Постарайтесь выделить время, когда вся семья будет находиться вместе без аппаратов. Вот вам совет детского психолога Ялды Ульс: «Установите особые часы в своей семье, чтобы проводить вместе время без каких-либо устройств. Это станет толчком к развитию личных взаимоотношений и эмоциональной привязанности, которое отсутствует в коммуникациях при помощи смартфонов».
- Пусть Шабат станет противоядием от слишком частого использования смартфонов. Шабат — это единственный день в неделю, когда вам не стоит беспокоиться о смартфонах и других устройствах. В течение 25 часов в неделю находитесь вообще без телефонов. Результаты потрясающие: целый день вы не отвлекаетесь друг от друга, но целиком направлены на общение со всей семьёй. Может показаться сложным находиться 25 часов без смартфона?! Поступая таким образом, вы удаляетесь от тирании господствующих технологий, которая пытается разделить нас всех.
Врач-невролог, Реут Ольга Олеговна