Дорожнотранспортный травматизм
Травмы, полученные в результате дорожно транспортных происшествий, занимают особое место в общем списке.
За 9 лет войны в Афганистане по официальной статистике погибло 14 тыс. советских военнослужащих. Количество жертв автомобильных аварий только за последний год составило более30 тыс. человек. Из этих 30 тыс. – 7 тыс. детей, получивших черепно-мозговые травмы различной тяжести. Такие травмы обычно имеют отдаленные последствия, приводят к снижению интеллекта, практически всегда затрудняют возможность нормально учиться и выдерживать обычные для возраста нагрузки.
Практически все педагоги знают, что детей нужно знакомить с правилами дорожного движения. Но делают это по старинке, не учитывая изменившегося характера улицы.
Да, действительно: зеленый сигнал на светофоре означает, что пешеходы могут переходить улицу. Но сегодня вряд ли он может гарантировать нам полную безопасность. Огромное количество водителей пытаются проскочить и продолжают ехать даже тогда, когда на обращенном к ним светофоре загорелся запретительный красный сигнал. А отдельные лихачи вообще не обращают внимания на светофор. При смене сигнала – машины срываются с места не на зеленый, а на желтый свет, не оставляя пешеходам возможности спокойно добраться до тротуара. В ситуации автомобильного беспредела мало научить ребенка понимать сигналы светофора: нужно научить его видеть и слышать улицу.
Каждая улица – большая или маленькая – опасна. Не говоря уже о перекрестках.
Вот несколько правил для взрослых, которым они должны научить детей:
- Переходя улицу, будьте внимательны. Не доверяйте исключительно сигналу светофора, смотрите по сторонам.
- Не начинайте переходить широкую улицу с движением в несколько рядов, когда зеленый свет горит достаточно долго. Вы не успеете ее преодолеть, но увидеть вас смогут только два, в лучшем случае три водителя из крайних к вам рядов.
- Переходя улицу большой компанией, не ориентируйтесь на лидера, идущего первым: мол, если он посмотрел по сторонам, этого достаточно. На дороге каждый отвечает за себя, каждый сам оценивает ее опасности.
- Самая опасная машина, – которая стоит. Во - первых, она может неожиданно тронуться. Во- вторых, что самое опасное, загораживает обзор. Из- за нее не видно движущихся машин. Ребенку свойственно думать, что опасности нет, если ее не видно. Покажите ему (с безопасного расстояния), как из - за стоящей машины выезжают другие автомобили. Переходить улицу нужно там, где нет подобных препятствий.
- Старое правило «обходи автобус сзади» не работает на сегодняшних широких улицах. Автобус вообще нельзя обходить. Он опасен так же как любая стоящая машина, - загораживает обзор и для пешеходов, и для водителей. Нужно дождаться, чтобы автобус уехал, и только после этого начинать движение через улицу.
Переходя улицу с коляской, нельзя спускать ее с тротуара заранее – только в тот момент, когда вы действительно начинаете движение.
Увеличивается количество детей, становящихся жертвами дорожных аварий в статусе пассажиров. На каждую машину, в салоне которой сидит ребенок, не повесишь табличку «осторожно – дети!». Предельно осторожным должен быть человек за рулем. Он не имеет права торопиться, мчаться на большой скорости (согласно правилам, скорость транспорта с детьми не может превышать 60 км/ч) и тем более выезжать на встречную полосу.
Водителям полезно знать, что самым безопасным местом в автосалоне считается место сзади справа. Там и должен сидеть ребенок. По данным французской статистики, количество смертных случаев в автомобильных катастрофах сокращается в четыре раза в том случае, если пассажиры были пристегнуты ремнями.
Подготовила фельдшер 1-ой категории УЗ «12 ГДП» Цыбульская Галина Николаевна