Признаки аутизма в раннем возрасте
В Беларуси обычно не ставят диагноз аутизм или РАС (расстройство аутистического спектра) ребёнку младше трёх лет. Но некоторые особенности у своего ребёнка родители замечают значительно раньше, иногда в первые месяцы жизни. Иногда родители даже не могут объяснить, что их тревожит. Но они понимают, что с малышом что-то не так, что он отличается от большинства детей в этом возрасте. Здесь очень важно не закрывать глаза на эти «странности», не ожидать, что он всё это перерастёт, а как можно быстрее получить квалифицированную консультацию специалистов (невролога, психиатра).
Существуют некоторые признаки аутизма, которые внимательные родители могут заметить и на первом году жизни, и в более поздний период. Обратите особое внимание на следующие проявления. Ваш ребёнок:
- не устанавливает зрительный контакт. Он не смотрит Вам в глаза, смотрит или мимо Вас или как будто сквозь Вас;
- почти никогда не улыбается и не реагирует на обращённую к нему улыбку;
- равнодушен к тактильным контактам, уклоняется от них. Малыш не может уютно устроиться у Вас на коленях или на руках;
- не обращает внимания на то, что к нему обращаются, протягивают руки, практически не откликается на своё имя;
- любит находиться, в более старшем возрасте – играть, в одиночестве. Особенно опасно, что в младенчестве такие проявления воспринимаются как повод для родительской радости. У родителей есть возможность отдохнуть или заняться своими делами. Такой малыш не требует постоянного родительского участия;
- имеет странные, неадекватные эмоциональные проявления (он без видимой причины может злиться, хохотать, плакать);
- испытывает сильный стресс, испуг в ситуации внезапности;
- испытывает фиксированный интерес к определённым предметам, цветам, действиям, маршрутам;
- соглашается есть только небольшое количество продуктов, категорически отказывается от любых новых продуктов, не любит жевать что-то даже в 2 - 3 года. Обычно предпочитает жидкие блюда и напитки;
- категорически отказывается пользоваться горшком и не расстраивается из-за того, что справил нужду в штаны даже после двух – трёх лет;
- ребёнок нестандартно использует игрушки (например, не катает машинки, а только выстраивает их в ряд и не позволяет делать с ними ничего другого);
- производит стереотипные движения (бег по кругу, хлопанье дверями, махание руками, раскачивание из стороны в сторону и т.д. и т.п.);
- часто испытывает приступы агрессии . Любое расстройство, неудача может вызвать вспышку гнева, истерику, физическую атаку. Агрессия может быть направлена и на других, и на самих себя;
- неадекватно реагирует на боль (или вообще не обращает на неё внимания, или при малейшем болевом раздражителе впадают в жуткую истерику). Примерно так же выглядит реакция на сильный неприятный запах;
- не имеет указательного жеста. Чаще всего, он берёт Вашу руку и ею показывает в нужную сторону;
- испытывает задержку темпов речевого развития.
Многих родителей приводит в отчаяние диагноз аутизм: его боятся, стесняются, скрывают или до последнего отрицают, упуская драгоценное время для коррекции и реабилитации ребенка. К аутизму нужно относиться не как к болезни, а как к особому состоянию, вызванному атипичным строением и развитием мозга.
Крайне важно начать коррекционную работу с ребёнком как можно раньше. Вылечить аутизм, к сожалению, невозможно, однако установить связь такого ребёнка с внешним миром, социализировать малыша – вполне реально. И наша задача сделать всё возможное для успешной социализации и полноценной жизни такого ребёнка.
Морозова Инна Васильевна – учитель-дефектолог