Russian Belarusian English
220089, г.Минск, ул. Пермская, 50
Справка
+375 17 302-47-41
+375 17 316-43-93
Вызов врача на дом
+375 17 318-65-26+375 17 316-43-93 (с 7-30 до 15-00)

Кабинет 99 – оформление справок и листов нетрудоспособности. (с 8-00 до 16-00)
Горячая линия:
+375 17 275-56-06
ПН-ПТ: 07:00-20:00
СБ: 08:30-16:00

Признаки аутизма в раннем возрасте

В Беларуси обычно не ставят диагноз аутизм или РАС (расстройство аутистического спектра) ребёнку младше трёх лет. Но некоторые особенности у своего ребёнка родители замечают значительно раньше, иногда в первые месяцы жизни. Иногда родители даже не могут объяснить, что их тревожит. Но они понимают, что с малышом что-то не так, что он отличается от большинства детей в этом возрасте. Здесь очень важно не закрывать глаза на эти «странности», не ожидать, что он всё это перерастёт, а как можно быстрее получить квалифицированную консультацию специалистов (невролога, психиатра).

Существуют некоторые признаки аутизма, которые внимательные родители могут заметить и на первом году жизни, и в более поздний период. Обратите особое внимание на следующие проявления. Ваш ребёнок:

  • не устанавливает зрительный контакт. Он не смотрит Вам в глаза, смотрит или мимо Вас или как будто сквозь Вас;
  • почти никогда не улыбается и не реагирует на обращённую к нему улыбку;
  • равнодушен к тактильным контактам, уклоняется от них. Малыш не может уютно устроиться у Вас на коленях или на руках;
  • не обращает внимания на то, что к нему обращаются, протягивают руки, практически не откликается на своё имя;
  • любит находиться, в более старшем возрасте – играть, в одиночестве. Особенно опасно, что в младенчестве такие проявления воспринимаются как повод для родительской радости. У родителей есть возможность отдохнуть или заняться своими делами. Такой малыш не требует постоянного родительского участия; 
  • имеет странные, неадекватные эмоциональные проявления (он без видимой причины может злиться, хохотать, плакать);
  • испытывает сильный стресс, испуг в ситуации внезапности;
  • испытывает фиксированный интерес к определённым предметам, цветам, действиям, маршрутам;
  • соглашается есть только небольшое количество продуктов, категорически отказывается от любых новых продуктов, не любит жевать что-то даже в 2 - 3 года.  Обычно предпочитает жидкие блюда и напитки;
  • категорически отказывается пользоваться горшком и не расстраивается из-за того, что справил нужду в штаны даже после двух – трёх лет;
  • ребёнок нестандартно использует игрушки (например, не катает машинки, а только выстраивает их в ряд и не позволяет делать с ними ничего другого);
  • производит стереотипные движения (бег по кругу, хлопанье дверями, махание руками, раскачивание из стороны в сторону и т.д. и т.п.);
  • часто испытывает приступы агрессии . Любое расстройство, неудача может вызвать вспышку гнева, истерику, физическую атаку. Агрессия может быть направлена и на других, и на самих себя;
  • неадекватно реагирует на боль (или вообще не обращает на неё внимания, или при малейшем болевом раздражителе впадают в жуткую истерику). Примерно так же выглядит реакция на сильный неприятный запах;
  • не имеет указательного жеста. Чаще всего, он берёт Вашу руку и ею показывает в нужную сторону;
  • испытывает задержку темпов речевого развития.

Многих родителей приводит в отчаяние диагноз аутизм: его боятся, стесняются, скрывают или до последнего отрицают, упуская драгоценное время для коррекции и реабилитации ребенка. К аутизму нужно относиться не как к болезни, а как к особому состоянию, вызванному атипичным строением и развитием мозга.  

Крайне важно начать коррекционную работу с ребёнком как можно раньше.  Вылечить аутизм, к сожалению, невозможно, однако установить связь такого ребёнка с внешним миром, социализировать малыша – вполне реально. И наша задача сделать всё возможное для успешной социализации и полноценной жизни такого ребёнка.

Морозова Инна Васильевна – учитель-дефектолог