Russian Belarusian English
220089, г.Минск, ул. Пермская, 50
Справка
+375 17 302-47-41
+375 17 316-43-93
Вызов врача на дом
+375 17 318-65-26+375 17 316-43-93 (с 7-30 до 15-00)

Кабинет 99 – оформление справок и листов нетрудоспособности. (с 8-00 до 16-00)
Горячая линия:
+375 17 275-56-06
ПН-ПТ: 07:00-20:00
СБ: 08:30-16:00

Когда идти к логопеду?

Уважаемые родители! Я хочу сразу ответить сразу на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи. Ниже я расскажу о некоторых критериях оценки речи ребёнка. Но, даже не зная никаких критериев, если у вас возникли малейшие сомнения в правильности формирования речи малыша, ведите ребёнка к специалисту. Вы или убедитесь лишний раз, что всё в порядке, или (если проблема действительно существует), ребёнок быстрее получит необходимую помощь.

Некоторые родители приводят ребёнка и в 1 год, и в полтора, если его речевое развитие вызывает вопросы. И они совершенно правы, т.к. лучше перестраховаться и прийти рано, чем ждать до последнего. Сейчас существуют центры раннего вмешательства, где ребёнку с задержкой речевого развития окажут помощь по стимуляции речевой деятельности и обучат этому родителей. Обычно таких занятий бывает достаточно и ребёнок к трём годам полноценно овладевает речью. Если нет прогресса, стоит оформить ребёнка в логопедический детский сад, где с ним ежедневно будут заниматься специалисты. При этом желательно, чтобы малыш регулярно наблюдался у логопеда и невролога в детской поликлинике.

Иногда на приём приводят ребёнка с огромными речевыми проблемами ближе к пяти годам. Родители объясняют, что подруга, бабушка, соседка и т.п. говорили, что переживать не нужно - ещё научится. Что у каждого советчика среди знакомых обязательно был ребёнок, который заговорил после четырёх лет, а теперь говорит лучше сверстников и, вообще, образец для подражания. К сожалению, этот ребёнок (чаще мифический) - счастливое исключение . А у того ребёнка, который пришёл с большущей речевой задержкой уже наблюдается задержка интеллектуального развития на фоне недоразвития речевого. Бороться с этим гораздо сложнее. Когда ребёнок приходит к логопеду в таком позднем возрасте, очень мало времени остаётся до школы, и все эти проблемы «пойдут» с ним в школу. Результат легко предсказуем и, к сожалению, очень печален.

Важно дать малышу полноценное речевое развитие в том возрасте, когда формируются основы личности, пробуждается интеллект. От разнообразия, глубины и правильности речевых впечатлений, которые он получает, будет зависеть и уровень использования языка в будущем. Родители должны хорошо понимать, что речь не вырастает сама по себе. С ним нужно постоянно говорить, упражнять его в речевой деятельности с рождения. Очень скоро от умения высказывать свои мысли и понимать речь другого начнёт зависеть его место в обществе (круг друзей, оценки в школе, возможность стать лидером в коллективе и т.п.).

А сейчас я вернусь к обещанным критериям оценки как речевого, так и доречевого развития ребёнка. Действительно, определить предпосылки возможных нарушений речи можно уже с первых месяцев жизни. Родители должны особенно насторожиться в следующих случаях:

  1. Ребёнок в группе риска по медицинским показаниям (родовые травмы; частые болезни; опорно-двигательные нарушения, в том числе и младенческий гипертонус и т.п.).
  2. Затруднение или отсутствие эмоционального общения с ребёнком в период раннего развития (не смотрит в лицо, не понимает обращения, общается только криком и т.п.).
  3. К концу четвёртого месяца не улыбается, не гулит.
  4. К концу девятого месяца не лепечет.
  5. К году не произносит ни слова, не машет ручкой в знак прощания.
  6. С одного года до трёх лет у ребёнка не увеличивается активный словарь.
  7. К двум годам не может показать знакомые части тела, не выполняет сложные инструкции, не узнаёт близких на фотографиях.
  8. После трёх лет у ребёнка открытый рот, сильное слюнотечение, неприятие твёрдой пищи, повышенный рвотный рефлекс.
  9. Искажённое звукопроизношение после четырёх лет (допускается только отсутствие или замена звука р – он формируется в норме к пяти годам) и звуковые замены после пяти лет.
  10. Нарушение грамматического строя речи, трудности пересказа, рассказывания у ребёнка после пяти лет.

Чаще всего многих проблем удаётся избежать при своевременном обращении к логопеду. Так что, уважаемые родители, приходите, интересуйтесь, не думайте, что ваша проблема может показаться мелкой и незначительной. В случае любых сомнений по поводу развития вашего ребёнка, в первую очередь интересуйтесь мнением специалистов. И это касается не только логопедии!

 

Учитель-дефектолог Морозова Инна Васильевна

Контактный телефон МТС 8 (029) 709-43-27