Russian Belarusian English
220089, г.Минск, ул. Пермская, 50
Справка
+375 17 302-47-41
+375 17 316-43-93
Вызов врача на дом
+375 17 318-65-26+375 17 316-43-93 (с 7-30 до 15-00)

Кабинет 99 – оформление справок и листов нетрудоспособности. (с 8-00 до 16-00)
Горячая линия:
+375 17 275-56-06
ПН-ПТ: 07:00-20:00
СБ: 08:30-16:00

Развитие речи малыша

Работая логопедом детской поликлиники уже больше двадцати лет, я часто общаюсь с родителями, дети которых поздно начинают говорить. И, конечно, эти родители хотят знать, как же научить ребёнка заговорить, какие проводить с ним занятия. Ведь малышу уже полтора, два, иногда уже и три года, а речи всё нет!..

По разным причинам речь ребёнка может развиваться позже известных норм.  Эти нормы тоже достаточно размыты. Не обязательно подсчитывать количество слов, которыми «владеет» ребёнок на определённый месяц его жизни. Кто-то в полтора года ещё молчит, кто-то в два владеет совсем небольшим количеством слов, но его активный словарь расширяется, он понимает и выполняет инструкцию взрослого, показывает знакомые предметы и его развитие не вызывает беспокойства. Да и в общем современные дети осваивают речь несколько позже своих мам и бабушек.

Но чаще при нормальном развитии в один год у малыша в активном словаре есть несколько простых слов (мама, папа, баба, киса, бах, на, ам-ам и т.п.), а к двум годам он уже строит фразу из трёх-четырёх слов («Папа би-би аботу» - «Папа поехал на работу»; «Баба, дай мемако» - «Бабушка, дай мне молоко» и т.п.). В три года у ребёнка уже есть пусть аграмматичная, но сложная и широко распространенная фраза. Малыш активно пользуется речью, рассказывает стихи, участвует в диалоге. Большинство детей уже может вести беседы и связно рассказывать о простых событиях. Они уже испытывают потребность в общении, а общение со сверстниками даёт новый толчок развитию речевой деятельности.

А если всего этого нет?! В первую очередь нужно показать ребёнка неврологу и ЛОР-врачу. Иногда причиной задержки речевого развития является сниженный слух. А ведь лепечут тугоухие дети так же, как и здоровые! Иногда причина отсутствия речи – неврологические проблемы. И тогда нужно постараться сначала устранить их.Вас должно насторожить, если ваш ребёнок

  • с большим опозданием осваивает моторные навыки (держит головку, переворачивается, садится, ползает и т.д.);
  • не демонстрирует «комплекс оживления» как реакцию на появления мамы;
  • не лепечет;
  • после года не повторяет простые слова (мама, папа, баба);
  • к полутора годам не выполняет просьбу «дай мне», не реагирует на «нельзя»;
  • не отзывается на своё имя;
  • не смотрит в глаза и не улыбается:
  • не говорит к двум годам даже на «своём языке»:
  • внезапно осваивает какие-нибудь сложные фразы, которые повторяет не к месту:
  • не задаёт вопросы и не реагирует на вопросы, обращенные к нему.

Вообще, гораздо важнее количества слов, «освоенных» малышом, понимание речи им самим, его адекватность, его игровая деятельность. Здесь я хочу особенно подчеркнуть, что, если у вас возникли какие-либо вопросы по развитию ребёнка, сразу же обращайтесь к специалистам. Не слушайте соседку, которой сказали прийти с ребёнком к логопеду только в четыре года. Не слушайте подругу, которая точно знает, что до трёх лет у логопеда нечего делать. Даже бабушку не слушайте, которая знала мальчика, который до пяти лет молчал, а потом «не остановить было». Все эти истории, реальные или мифические, чаще всего не имеют никакого отношения к вашему ребёнку.Именно для того, чтобы обследовать вашего ребёнка и дать профессиональную консультацию, долго учатся и работают на своих местах узкие специалисты. Задавайте им все волнующие вас вопросы и не теряйте драгоценного времени! Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче помочь малышу «догнать» сверстников. И чем ребёнок старше, тем это делать всё тяжелее, да и догонять приходится всё больше! К сожалению, задержка речи после трёх лет отрицательно воздействует не только на саму устную речь, но и на развитие чтения, письма, даже мыслительной деятельности.

Если вы исключили все медицинские аспекты проблемы, а речи у ребёнка всё нет, постарайтесь проанализировать, как вы помогали развиваться речи вашего малыша. Ведь развиться она могла только в совместной деятельности. Все истории про Маугли и Тарзана не более, чем красивая сказка. Поинтересуйтесь историями настоящих детей-Маугли. Все они очень грустны и безнадёжны. Если ребёнок до четырёх лет не слышал человеческую речь, он уже не в состоянии её освоить никогда.

С первых дней жизни ребёнок готовится к речи. Сначала готовит свой артикуляционный аппарат и когда сосёт мамино молоко, и когда позже ест твёрдую пищу. Он готовится к речи и когда начинает копаться в песочнице, и когда балуется-дурачится с близкими. Кстати, именно это баловство со щекоткой, поглаживаниями, разными смешными стишками и звуками – важнейшая часть развития ребёнка. Те детки, которых носят на руках, разговаривают с ними, балуются с первых дней жизни чаще всего заметно опережают своих сверстников. На мой взгляд, рекомендация не брать плачущего ребёнка на руки (иначе привыкнет и всегда будет проситься) просто преступна. Ваш ребёнок в такой ситуации теряет огромные возможности развития.

Говорите с ребёнком как можно больше, оречевляйте свои действия. «Я буду варить суп. Давай нальём водички. Включим плиту. Сейчас я буду чистить овощи» и т.д.) Задействуйте его в повседневной деятельности. Когда готовите тот же суп, в зависимости от возраста, попросите показать, где кастрюля (ложка, картошка, лук, морковка и т.п.), подать эти предметы или назвать их цвет. Научите ребёнка диалогу, даже если он ещё не говорит. Спросите у него: «Что это?», держа в руках, например, чашку. Сделайте паузу и ответьте за него сами: «Правильно, чашка! Сейчас я налью в неё сок. Ты будешь пить?». Чем раньше вы будете общаться с ребёнком как с полноценным собеседником, тем раньше он таким станет.

Примерно с года с малышом нужно просто жить в игре. Стройте сюжет с куклой, машиной, любимой игрушкой. Я очень часто слышу от родителей, что они не могут ребёнка ничему научить, потому что он не хочет заниматься. Ему интересны, например, только машины. Но ведь, играя с ним «в машинки» можно обучить практически всему, необходимому дошкольнику. «Смотри, синяя машина обгоняет красную. Она быстрее. Зато красная больше. А коричневая вообще огромная! Но у неё сломано колесо… Сколько должно быть колёс у машины? (Пересчитайте: одно, два, три, четыре. Обязательно назовите результат: четыре.) У красной четыре колеса, у синей четыре, а у коричневой сколько? (Пересчитайте, назовите.) Как ты думаешь, что больше три или четыре? А сколько не хватает у большой машины? Давай отправим её на ремонт…» Если вы будете вести со своим ребёнком такие беседы, а если ещё они будут эмоционально окрашены, думаю ваш малыш очень скоро захочет принять в них участие. И, кроме того, освоит и цвета, и геометрические формы и математический счёт без всяких специальных упражнений и занятий.

Говорите с ребёнком на доступном ему языке. Не переживайте, если малыш в два года, показывая на собаку, говорит «ав-ав». Поддержите его: «Правильно, это собака. Она говорит «ав-ав». Говорите правильно, но не усложняйте свою речь. Специалисты всегда посоветуют не «сюсюкать» с малышом. Это правильно, но и общаться с ним сложными, «взрослыми» фразами тоже не стоит. Если его речь развивается нормально, вы, глядя на подъехавший мусоровоз, например, расскажете: «Вот мусоровоз приехал, ссыпает мусор из контейнеров и отвезёт на свалку за город». Ваша фраза будет услышана и пассивный словарь ребёнка, наверняка, обогатится словами «мусоровоз и контейнер». А ребёнок с задержкой речевого развития такую фразу просто пропустит мимо ушей, зато прекрасно отреагирует, если мама обратит его внимание на это же событие простой, но эмоционально окрашенной фразой: «Смотри, машина приехала! Большая! Забирает мусор.»  (Кстати, очень часто сталкиваюсь с тем, что мусоровоз со своими характерными звуками и действиями очень многим детям дарит яркие впечатления.) А сколько игр с ребёнком можно построить на базе этой ситуации!..

Не принуждайте ребёнка к речи. У неговорящего ребёнка требование «Повтори!» вызывает только негативизм к речи. Если бы он мог сказать, он сделал бы это и без ваших просьб. Старайтесь побуждать его к речи. Создавайте такие ситуации, чтобы ему хотелось говорить. «Ты поможешь мне расставить тарелки? Это тарелка бабушке, это тебе, это мне, а это…» Если ребёнок не ответил, добавьте сами: «Правильно, папе!»

Используйте игровые песенки, потешки, стишки с движениями («Мишка косолапый», «Гуси-гуси» и т.п.). Здесь двигательная активность помогает развиваться речевой. И, главное, детям очень нравятся такие занятия. Не надейтесь, что развивающие мультфильмы или специальное приложение для смартфона заставит ребёнка заговорить.

Если вы, проанализировав свое общение с ребёнком, понимаете, что именно так вы с ним и общаетесь с самого рождения, а речи всё нет, значит придётся прилагать усилия. И, в первую очередь, это усилия родителей, чаще всего -  мамы.  Логопед, даже самый лучший – не волшебник. И таблетки нет такой, чтобы запустить «программу речи». Возможно, вас ждут длительные, кропотливые, требующие многократного повторения занятия. Но они обязательно принесут свои плоды, а вы получите удовольствие, организуя совместную деятельность со своим малышом!

Учитель  дефектолог                                                                 Морозова Инна Васильевна